Введение
Актуальность данной темы «Лингвистический анализ текста на уроках словесности» диктуется временем.
Во-первых, русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит.
Сегодня окружающая речевая среда, окружающая ребенка, не всегда приобщает к культуре. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения школьников можно рассматривать среду обучающую, способную вызвать у ребёнка потребность постоянного общения с текстами – «целебными» источниками нашего русского языка.
Во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить и писать в разных условиях общения.
В-третьих, задания по ГИА и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.
Не менее важное место в системе заданий ЕГЭ отводится проверке уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка.
Таким образом, формирование таких жизненно важных умений, как: различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, способность передавать её в
соответствии с условиями общения – невозможно без использования на уроках русского языка и литературы лингвистического анализа текста. Анализ языковых явлений, идейно-эстетических особенностей художественного текста с соответствующими наблюдениями над функцией слова позволяют развить чувство языка, понять его эстетические функции, заинтересовать учащихся его тайнами и законами.
Являясь сферой функционирования языковых единиц разных уровней, текст служит подтверждением мысли о том, что языковая система исполнена красоты и гармонии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют.
Использование анализа текста позволяет реализовать воспитательные возможности предмета “Русский язык», способствует формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения школьников, становлению их гражданского сознания, приобщения к отечественной и мировой культуре. Текст можно использовать не только с целью правописно-орфографической направленности, но и для развития речевой культуры учащихся. Он способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся. В процессе лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.
Глава I
Лингвистический анализ текста как основа создания на уроках словесности развивающей речевой среды.
Текст – один из сложнейших объектов лингвистического исследования. К признакам, присущим всем текстам, можно отнести следующие:
1) текст – это сообщение в письменной форме;
2) текст характеризуется содержательной и структурной завершённостью;
3) в тексте выражается отношение автора в к сообщаемому.
На основе приведённых признаков текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому.
Современная лингвистика признала своим главным объектом текст, так как вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире.
Показателем сформированности языковой личности является знание прецедентных текстов (умение определить автора текста, узнать, из какого произведения приведена цитата и т.д.)
Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, принадлежит прецедентным текстам. Прецедентными называются тексты:
1) «значимые для…личности в познавательном и эмоциональном отношениях»
2) имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные широкому окружению данной личности;
3) тексты, « обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».
Знание таких текстов свидетельствует о принадлежности человека к определённой социально-культурной группе, своей наци, эпохе, а также является показателем высокой речевой и общей культуры.
Эти тексты десятилетиями и даже столетиями служат основой обучения, приобщения ребёнка к культуре своего народа, с их помощью дети изучают русский язык и литературу. Становясь учебным материалом, отрывки из этих текстов заучиваются наизусть, сохраняются в памяти.
Работа памяти влияет на «деятельность речетворческой системы», лежит в основе процесса совершенствования речи, процесса создания текста.
Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определёнными качествами. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чём говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится всё: отбор слов, порядок их расположения, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения. Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Лингвистический анализ текста заставляет иначе воспринимать окружающую жизнь, слово, книгу, культуру.
Главная задача лингвистического анализа художественного текста – раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора.
Для работы подбираются тексты авторов, у которых есть чему поучиться. Когда школьники анализируют образцовые тексты, они усваивают приёмы композиционного развертывания микротем, заимствуют наиболее выразительные языковые средства, наблюдают над авторской пунктуацией.
Понимание текста - процесс творческий. Психологи различают 3 ступени понимания текста: первая - прочитал и не всё понял, вторая – прочитал текст и понял только то, что в нём есть, третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.
Приведу яркий пример на тексте – миниатюре М. Пришвина «Под снегом».
Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок.
Вопрос классу:
-О чем этот текст? Что можно прочитать между строк?
Первый ответ: «Мышь под снегом грызет корешок».
Второй ответ: «В лесу тихо, так тихо, что слышно, как мышь грызет корешок».
Третий ответ: «По лесной дорожке идет человек. Он так внимательно прислушивается к зимнему лесу, что слышит, как мышь грызет корешок. Он радуется этому, потому что в зимнем лесу продолжается жизнь».
Обращаясь к лингвистическому анализу, задача учителя заключается в следующем:
1) объяснить своим воспитанникам, что исследование художественного текста представляет собой научный поиск;
2) привить детям интерес к этому виду работы и сформировать навыки вдумчивого чтения;
3) в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать, пробовать анализировать самостоятельно, при этом увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
Глубина понимания текста существенно зависит от понимания того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его «деталь».
Глубине восприятия текста способствуют знания, уже имеющиеся у учащихся. Значит, если это необходимо, перед знакомством с текстом, его анализом необходимо расширить кругозор школьников по теме текста и в связи с ней.
Поэтому современный лингвистический анализ включает в себя и литературоведческий анализ – изучение литературного произведения в качестве исторического факта, - и стилистический – изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств.
В зависимости от языкового материала произведения и поставленных задач сформулированные цели, объекты, принципы лингвистического анализа художественного текста предполагают различные методы и приёмы его проведения. Существует достаточно много вариантов анализа стихотворного и прозаического произведений. Каждый учитель вправе выбирать свой путь к «сердцу» текста, поэтому лингвистический анализ не может проводиться всеми по какой-то одной схеме.
Глава II
Приёмы и методы лингвистического анализа текста
В своей работе исхожу из того, что лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Именно поэтому считаю необходимым не только исследование текста, но и обобщение обучающимися своих наблюдений, создание атмосферы творчества, благодаря которой школьники в процессе коллективной и индивидуальной работы с произведением учатся думать, наблюдать, пробуют самостоятельно анализировать. При этом главное не просто определить тот или иной троп или фигуру, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
Я предлагаю учащимся следующий порядок лингвистического разбора текста (один из вариантов):
1) прочитай текст, докажи, что это текст;
2) укажи средства связи между частями текста;
3) определи тему, основную мысль, озаглавь текст;
4) выдели микротемы, составь план, выделив в каждой части ключевые слова;
5) определи стиль речи, тип, жанр; аргументируй своё мнение;
6) выяви стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные;
7) выразительно прочитай текст вслух.
Рассматриваю текст как основу для создания на уроках развивающей речевой среды и как средство духовно-нравственного становления личности, поэтому особое внимание уделяю публицистическим и художественным текстам или отрывкам из них. Использую тексты о языке, культуре, национальных традициях, проблемах экологии. Считаю важными для
современного ученика тексты, вызывающие светлые, добрые чувства,
помогающие сформировать оптимистический взгляд на мир.
На уроках лингвистического анализа использую портреты писателей, словари, иллюстративный материал. Стараюсь создать особый настрой, который помогает ребёнку войти в систему художественных образов этого текста. Заранее даю индивидуальное задание подготовить биографическую справку об авторе текста.
С 5 класса развиваю культуру общения с художественным текстом: любой отрывок из произведения сопровождаю указанием автора строк, учу оформлять на письме цитаты, подбирать эпиграфы. В результате систематической, целенаправленной работы к 9 классу учащиеся определяют тему, идею, стиль, тип речи данного текста, выделяют микротемы, определяют средства связи между предложениями.
В старших классах идёт более глубокое осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
На страницах художественных произведений или отрывков их них дети встречаются со словами и оборотами, языковыми формами и категориями, не свойственными современному повседневному общению. Поэтому большое внимание уделяю изучению в процессе лингвистического анализа нормативности и исторической изменчивости литературного языка, оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов.
Например, работая над лексикой текста, задаю вопросы:
- Приведите примеры устаревших слов и объясните их значение.
- С какой целью они используются автором?
- Устарели ли эти слова уже в момент написания данных произведений или стали ими в настоящее время?
(Устаревшие слова используются в художественных произведениях, повествующих о прошлом. Архаизмы и историзмы помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает. Для стилизации
прошлого устаревшими словами широко пользовались, например, А.С. Пушкин в романе «Арап Петра Великого», А.Н. Толстой в романе «Петр Первый», А.К. Толстой в романе «Князь Серебряный».
Иногда устаревшие слова используются в художественных произведениях для создания насмешки, иронии. Юмористический эффект создаётся за счёт включения историзмов и архаизмов (особенно высокоторжественных) в контекст, где преобладает современная общеупотребительная лексика.)
Задание: Прочитайте отрывки из раннего стихотворения С. Есенина «В хате». Чем объяснить обилие южных диалектных слов в нём?
Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к мохотке крадется
На парное молоко.
(Дрочёна- «кушанье запечённой смеси яиц, молока,муки или тёртого картофеля», дежка – «квашня, кадушка для замешивания теста», печурка - «выемка в русской печи для просушки чего-либо», заслонка- «железная крышка, прикрывающая устье русской печи», попелица – «зола, пепел», махотка – «крынка».
Диалектные слова дают возможность правдивее изобразить действительность, указать на место действия.)
При систематической работе над лексикой текста школьники в состоянии анализировать самостоятельно как отбор лексики художественного произведения, так и средства языковой выразительности.
Например, учащимся дано задание проанализировать лексику стихотворений Ф.И. Тютчева: «Что ты клонишь над водами…», «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…», «Неохотно и несмело…». Работа учащихся направлялась вопросами: 1) Какова лексика стихотворения? 2) Каковы средства языковой выразительности?
Школьники отметили следующие особенности предложенных текстов:
1) простоту словаря;
2) точность выбора слов;
3) образность лексики;
4) разнообразие средств художественной выразительности;
5) наличие устаревших слов.
Можно предложить дополнительные задания по анализу выразительных средств языка:
1) С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка создаётся определённое эмоциональное состояние?
2) Чем можно объяснить использование в тексте большого количества синонимов (антонимов)?
3) Какова роль слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
4) Найдите авторские неологизмы и объясните их значение.
Работая над рассказом И.А. Бунина «Тёмные аллеи», предлагаю учащимся задание «Соревнование с писателем». Например, восстановить пропущенные слова в следующих отрывках:
« Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще…..в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и …… провел…..рукой по голове -…… волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка ….., ……. лицо ……хранило кое-где …. следы оспы.
- Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас …..звала, а вы меня - ……? И все стихи……. Читать про….., - прибавила она с …… улыбкой.
Это задание позволяет увидеть меткость и тонкость портретной и речевой характеристики героев, данной автором. Это наблюдение окажется важным и при выполнении других заданий.
Подобное задание даю по тексту романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Описание одежды героев, которое является частью портрета, определяется как мировоззренческой позицией автора, так и идейно-художественной задачей произведения.
Для определённой группы персонажей романа (Анатоль, Элен, Берг, Борис, маленькая княгиня, Ипполит) описание одежды является одним из доминирующих компонентов портрета. Повышенное внимание к своей внешности, стремление к внешним эффектам и отсутствие духовных интересов неизменно разоблачаются и высмеиваются Толстым: «всё было самое модное», «чистейшая облитая перчатка» (Борис), «чистейший, без пятнышка и соринки сюртучок» (Берг) и т.д.
Любимых героев Толстого отличает духовность, простота, что находит своё отражение и в одежде. «Диалектика души» Наташи, становление её характера находят отражение в описании одежды. Вначале мы видим Наташу в «короткой кисейной юбке», на балу – «в длинном платье», в эпилоге – «в халате» - как отражение авторского убеждения в том, что у женщины – матери есть более важные заботы, чем заботы о своих нарядах.
Большое внимание уделяю отработке навыков выразительного чтения. Эффективность этой работы во многом зависит от того, насколько дети осмыслили произведение, уловили основную идею.
Можно сказать, итогом анализа текста является правильный выбор
интонации, которая представляет собой результат интенсивной работы чувств, воображения, воли исполнителя. Интонацию не выдумывают, она рождается сама. В процессе декламации «интонацию рождают «два рычага» - мысль и эмоция», - утверждал А.Я. Закушняк.
В ходе лингвистического анализа текста даю задания такого типа:
- Какое настроение для текста является определяющим?
-Меняются ли чувства автора на протяжении рассказа?
- Найдите наиболее подходящий темп чтения. Обоснуйте свой выбор.
Таким образом, через использование лингвистического анализа текста происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
Заключение
Лингвистический анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей, включает уроки русского языка в единую систему филологического образования.
Текст является одним из средств создания на уроках словесности речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове – выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира.
Библиографический список
1.Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя/ Б.А. Буяльский.-М.: Просвещение. 1986.- 47 с.
2.Введенская Л.А. Русское слово/ Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев.- М.: Просвещение. 1983.-91 с.
3.Галлингер И.В. Работа над умениями и навыками по русскому языку/
И.В. Галлингер, С.И. Львова.- М.: Просвещение.1988.-137с.
4. Корчагина Л.М. Подготовка к сочинению-рассуждению// Русский язык в школе.-2007.-№2.-с.39-42
5.Лосева Л.М. Как строится текст/пособие для учителя/ Л.М. Лосева.- М.: Просвещение.1980.- 4с.
6.Павлова О.А. Учитель-учителю/ О.А. Павлова, П.Ю. Федорченко.-Белгород:ИПЦ «ПОЛИТЕРРА».1986.-28с.
7.Павлюкович В.Б. Читаем Бунина// Русский язык в школе.-2001.-№1.-с.19-22
8.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// Русский язык в школе.-2000.-№4.-с3-11